На досуге

Путешествие в Рим с годовалым ребёнком. Авентинский холм. Латеранская базилика. Музеи Ватикана.

Самые  главные  достопримечательности  центра  Рима  мы  обошли  за  2  дня.  На  третий  день  решили  сходить одним глазком  глянуть  на  Термы  Каракалы,  Большой  цирк,  Авентинский холм  и  Апельсиновые  сады.

Прогулка на Авентинский  холм

От нашего дома  до  Терм  было 2 км и  мы  его  преодолели  практически  пешком.  Поскольку  ребёнок  через  одну  остановку  начал  орать на  весь  автобус,  мы  решили  выйти  и  пойти  пешком.  Это  такой  новый  лайфхак  я  придумала.  Как  только  малышня  начинает  орать,  сразу  выходим  из  транспорта,  везём  её  в коляске,   она  засыпает,  можем  продолжить путешествие на  транспорте. В  этот  раз  мы  решили  идти  пешком,  уж  очень  красивые  виды  открывались со  всех  сторон.

Вход  в  Термы  Каракалы  платный, ещё  и  подошла  перед  нами  целая  группа  туристов  к  кассе. Поскольку мы  не большие любители  руин,  проходим  мимо,  любуемся  летающими  там  попугайчиками и  конечно  же  Термами.

Прогулка  удалась,   всё  посмотрели.  Поднялись  мимо  отцветшего   розария на  Авентинский  холм  и  пришли  в Апельсиновые сады.

Такое  громкое  название,  у  нас  на  даче  примерно  такое  количество  деревьев,  и  язык  не  поворачивается  назвать  громким  словом  «сады».

Я  абсолютно  не  жалю, что  мы туда пошли. Путь  был  очень  красивым, также проходили  мимо  Большого  цирка.

В  садах  отдохнули,  покормили  ребёнка,  малая там  побегала.  Жаль, что смотровая площадка  была  закрыта,  но  всё  равно пару  фоток  на  память  сделали. Апельсиновые сады  достаточно  приятное,  уютное  и не шумное  место, много  свободных  лавочек.

Назад   дорогу  пешком  мы  не  осилили,  добирались  на  автобусе уже  без  скандала.

Собор Святого  Иоанна Крестителя

Я уже  рассказывала о том,  что  жили  мы  недалеко  от  Собора  Святого Иоанна. И  любили  к  этому  собору  вечером ходить  гулять,  там  много  скамеек,  большая  площадь  с  травой,  в  которой  прыгают  вороны. Моему ребёнку  очень  нравиться  разная  живность,  а  тем  более  перед  поездкой  она  выучила  ворону  и  научилась  каркать.

В очередной  раз,   мы  обнаружили,  что  к  собору  приезжает  очень  много  автобусов  и  там  происходит  броуновское  движение, люди  входят,  выходят,  возле  собора ходят,  целые  экскурсии  туда  идут.

Решили  и  мы  сходить.  Посмотрели время работы  и  пришли  утром  к 10  утра.  На входе необходимо  пройти  через  металлоискатель,  что  подтвердило важность собора.

Собор  очень  красивый  и богатый.  Около  часа мы  по  нему  гуляли  и  всё  рассматривали.  Его  настоящее  название  Базилика Сан-Джованни ин Латерано.

Уже  после  посещения  прочитала  в  Википедии  о том, что в католической иерархии эта церковь носит титул «Basilica maior» и стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая римских собора св. Петра, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и Санта-Мария-Маджоре, также носящих титул «Basilica maior», о чём свидетельствует надпись над входом: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». Входит в список семи паломнических базилик Рима. Одна из четырёх великих базилик Рима.

Не  буду дальше  описывать,  какие  реликвии  там  хранятся,  если  нет  возможности  посетить  Базилику  Святого  Петра.  Базилика  Святого  Иоанна  Крестителя  может  стать  достойной заменой,  очереди  на  вход  там  нет.  Мы  не  смогли  рано  встать  и поехать  к  базилике  Святого  Петра,  а  в  очереди  стоять  с  непоседой  ребёнком  нет  возможности под  палящим  солнцем,  поэтому  мы  были  очень  рады увидеть один  из  главных  соборов  Рима.

Музеи Ватикана

Ох,  и  сколько  ж  народу  меня  уговаривало не  идти  туда,   да  ещё  и  с ребёнком.  Не  послушала  я  их. Я  даже  связывалась  с гидом  по  музеям  и  спрашивала,  насколько будет  удобно  в  группе из 10 человек,  если  будет  маленький  ребёнок, она  сказала,  что  это будет  нереально.  Выход  один – индивидуальный  гид,  услуги  которого от 150 евро + билеты,  или  самостоятельная  экскурсия. Решаем  самостоятельно  посетить Ватикан.

Билеты в  музеи  Ватикана  можно  приобрести на  официальном  сайте. И я купила  билеты в музеи Ватикана он-лайн на   сайте  Ватикана https://biglietteriamusei.vatican.va/musei/tickets/. Билеты  взяла  на  14:00,  чтобы  ребёнок  успел  пообедать  и  поспать.  В  Ватикан  мы  решили  ехать  на  такси,  чтобы  с  комфортом,  и  ходить  там  прилично. Всего поездка  обошлась нам в 19 евро.

По  билетам  допустимо опоздание  в  течение  полчаса,   потом  могут  не  пустить.  На  улице  очередь  приличная,  мы  проходим  без  очереди  по  распечаткам  билетов он-лайн,  обмениваем  их  в  кассе и  здравствуйте музеи  Ватикана.

К  походам  по  музеям  я  готовилась  заранее,  по  крайней  мере  ориентировалась, где  какие  залы  находятся и что  в них  посмотреть. А  посмотреть  хотела  главное:

• Дворик Еловой шишки с огромной бронзовой шишкой-фонтаном;
  • Пинакотеку;
  • Музей Пио-Клементино. Скульптуры «Лаокоон и его сыновья», Апполона Бельведерского;
  • Галерея Шпалер;
  • Галерея географических карт
  • Станцы Рафаэля;
  • Сикстинскую капеллу.

Карту музеев присылают  вместе  с  билетами он-лайн.

Толпы  народа  просто нереальные,  как течение  реки.  Мы  попали  в  сезон. Погуляв  по дворику  Еловой  шишки,  мы  направились  в Пинакотеку,  а  оттуда  в зал  Пио-Клементино.

Из  зала  Пио-Клементино нас буквально  вынесла толпа  народу. Карта  в  Музеях Ватикана  не  нужна,  несёт  толпа  народа через все музеи  к  Сикстинской  капелле. Хотя,  указатели  тоже  есть.

Через  все  основные  залы  идёт очень  много  людей,  заблудиться  не  получится,  но  и  назад  вернуть  проблематично.

И  один  нюанс.  Оказывается,  там,  в  музеях очень  много лестниц, но  есть  лифт.  Если  Вы  с  маленьким  ребёнком в  коляске,  Вас  полицейские  пустят  в лифт. Мы только  в  середине  нашей экскурсии  это  поняли, когда  изрядно  потаскали  коляску  по  ступеням.  Лифт  необходимо искать по  обозначению  жёлтого  значка  инвалидного  кресла.  Также  это  видно  на  карте.

В  Сикстинскую  капеллу мы  не рискнули  ребёнка  везти  в  коляске,  папа  в  эрго  нёс,  а  я  везла  пустую  коляску.  Плотность  народа  в  Сикстинской  капелле  была  выше,  чем   в   музеях,  но коляску  я  провезла  таки,  пусть  и  пустую. Ну  и  конечно нельзя  фотографировать там.

Зато после  посещения  Сикстинской  капеллы очень  много  залов  и  они  свободные, наконец  можно  отпустить  малыша,  который  смиренно  сидел  2  часа  в  коляске, на  свободу  погулять.

Сувениры из  Ватикана.  Что  привезти  в подарок  из  Ватикана даже  представить  себе не  могу. Покупаю  чисто  символические  сувениры из  Ватикана  для  тёти  и  мамы,   они  католики и  идём  на  выход.

Сувенирная  продукция  как-то  не сильно  меня  впечатлила,  в  основном  она  предоставлена  такими сувенирами:  чётки  в  виде  браслетов,  ручки, карандаши,  блокноты, чашки,  открытки,  книги,  медальоны, статуэтки,  ювелирные изделия, иконы,  крестики, колокольчики.  Я  купила маленькую  коробочку из  картона,  внутри  стикеры,  ручка,  бумага  для записи,  на  коробочке  картина из  музеев  Ватикана.

Некоторые  шлют  себе  открытки  из  Ватикана,  но  страдать  этим  мы  не  стали.

Лестница  Браманте, скорее  не  лестница,  а  пандус, по  которому  очень  удобно  подниматься. По  ней  нам  удалось  подняться  с коляской,  ну  а  спуститься   не  смогли,  висел  знак,  что  с  коляской  спуск  запрещён.  Может и  на  подъём  висел  такой  же  знак,  но  мы  его  не  видели.

Зато  мы  спустились  на  очень  старинном лифте,  который  внутри  был  оббит весь деревом, и даже в лифте  были деревянные  скамейки. Жаль,  что  лифт  не  удалось  сфотографировать  внутри,  так  с  нами  зашли  полицейские.

Всего  на  музеи  Ватикана  у  нас  ушло  3 часа.   Впечатления  от посещения  смазанные  из-за  столпотворения. Мне почему-то  казало,  что  музеи  Ватикана  чем-то  схожи  с  музеями  Лувра.  Лувр мне  понравился  гораздо  больше,  более  зрелищный  и  нет  таких  диких толп.

Если  хочется  всё-таки   увидеть  музеи  с  экскурсоводом, лучше брать экскурсию с  очень  маленькой  группой 6-8 человек или  брать индивидуальную экскурсию.

Назад  мы  уже  поехали  на метро,  так  как  меня  жаба задавила  таксистам у  Ватикана  платить в  2 раза  дороже, 40  евро,  а  интернет  предательски  не  работал,  чтобы  вызвать  такси  удобным мне способом.

Уехали  мы  со  станции  метро Оттавиано,  до  которой  пешком от  музеев  Ватикана  500  метров.

Так  закончился  наш  четвёртый  день  пребывания  в  Риме.